ПРИГЛАШЕНИЕ

ПЛАНИ / ДОПОМОГА / ЗВ'ЯЗОК
РУСЛАН СТОЙЧЕВ
ЭДИНЕ

АВТОРСЬКА МЕТОДIКА
 
 убрати рекламу -
 клікніть зліва від банера "#CLOSE#"
або зареєструйтеся


Меню сайту
data-yashareImage="http://istoki.at.ua"


ПОШУК ЗА СЛОВОМ




Форма входа


Поиск


Календарь
«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031


Архив записей


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0





    Дуже Вам раді, Гость · RSS 19.11.2017, 17:01
    Головна » 2013 » Январь » 4 » МОЛИТВА И БЕЗМОЛВИЕ
    10:54
    МОЛИТВА И БЕЗМОЛВИЕ

    Когда молишься, оставайся безмолвен. "Сам ты должен молчать: пусть молитва говорит". Достичь тишины - самое трудное и решающее в искусстве молитвы. Тишина - не только негативное состояние, пауза между словами, временная остановка речи, но в высшей степени позитивное - состояние внимательной бдительности, ожидания и прежде всего вслушивания. Исихаст - тот, кто стяжал gsucia, внутреннюю тишину, или безмолвие, par excelence есть тот, кто слушает. Он слушает голос молитвы в своем сердце, сознавая, что этот голос не его собственный, но Другого, говорящего внутри него.

    "Главное - надо стать умом в сердце пред Господом, - пишет епископ Феофан Затворник (1815-1894), - и стоять пред Ним неотходно день и ночь до конца жизни". Молиться, согласно этому определению, можно и ничего не прося, и даже - не произнося каких-либо слов. Акцент переносится с действия, ограниченного отрезком времени, на длящееся состояние. Молиться значит предстоять Богу в личном и непосредственном общении; знать всем своим существом - и интуитивно, и рационально и в подсознании, и в сверхсознании - что мы в Боге, и Бог в нас. Личные отношения между людьми не становятся глубже оттого, что мы без умолку вопрошаем и произносим слова. Напротив, чем лучше мы знаем друг друга и чем сильнее любим, тем меньше нужды говорить, как мы друг ко другу относимся. Личное общение с Богом строится точно так же.

    Инициатива в молитвенном общении принадлежит Богу, а не человеку. Здесь все зиждется на Его действии. В отрывке, взятом у св. Григория Синаита (+ 1346), говорится именно об этом. "И что много говорить? Молитва есть Бог, действующий все во всех", - восклицает он, заканчивая весьма своеобразный текст, в котором, нанизывая эпитеты один на другой, пытается изъяснить суть умной молитвы. Молитва и есть Бог: я не творю ее, но приобщаюсь к ней; не я действую, но Бог действует во мне. "Не я, но Христос во мне", - писал апостол Павел (Гал. 2:20). Слова св. Иоанна Предтечи о Христе "Ему должно расти, а мне умаляться" (Ин. 3:30) очень точно указывают путь умной молитвы: именно в этом смысле молиться и значит хранить молчание. "Оставайся безмолвен, и пусть в тебе говорит молитва" - вернее, пусть говорит Бог. Молиться духом значит умолкнуть и внимать Богу, без слов говорящему в сердце; перестать делать самому и отдаться действию Бога. По византийскому чину Литургии, в самом начале, когда уже все готово к совершению Евхаристии, диакон подходит к священнику и произносит: "Время сотворити Господеви (время Господу действовать)". Так нужно относиться не только к Евхаристии, но и ко всякой молитве - частной или общественной.

    Еще одно определение, взятое у св. Григория Синаита, объясняет то, как Господь действует в нас. "Молитва - обнаружение крещения", - пишет он. Бог конечно же действует не в одних только крещеных. Он заботится о каждом без исключения, поскольку каждый сотворен по Его образу. Грехопадение затмило и замутило его, но не стерло бесследно. И в таинстве крещения он восстает в первозданной красоте и величии: тогда, как говорили святые отцы, Христос и Святой Дух поселяются во "внутреннем и тайном святилище сердца". Большинство людей не помнит своего крещеная, полученного в далеком детстве. И хотя Христос, в Которого облекается крещаемый, и Утешитель, Который нисходит в миропомазании, ни на миг не перестают действовать в нас, почти все мы - за редчайшим исключением - пребываем в полном неведении. И вот в подлинной молитве мы заново открываем в себе благодать крещения и выявляем ее. Если прежде мы не ведали о тайно живущей в сердце благодати, то в молитве внутренне прозреваем, познаем и чувствуем действие Духа - прямо и непосредственно. По словам святых XIV века Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, "надо всячески и всеусильно стараться жить по законоположению всех боготворных заповедей Спасителя, чтобы через соблюдение их взойти опять к тому совершенному духовно-благодатному возображению и воссозданию, какое вначале туне даровано нам было во святой купели...".

    "Я достиг цели уже в начале". Смысл молитвы можно выразить одной фразой: "Стань тем, кто ты есть". Сознательно и деятельно стань тем, кем ты являешься в потенциале и таинственно, ведь ты сотворен по образу Бога и заново сотворен в крещении. Стань самим собой; точнее - вернись к себе, открой Того, Кто уже твой, прислушайся к Тому, Кто непрестанно говорит в тебе, обладай Тем, Кто и в этот миг обладает тобой. Каждому, кто хочет молиться, Бог говорит: "Ты не искал бы Меня, если бы уже не нашел".

    С чего же начать? Как, войдя в дом свой и затворив дверь, помолиться, не просто вычитывая написанное в книгах, но - духом, живой молитвой творческого молчания? Как, перестав говорить, начать слушать? Когда наша молитва станет беседой Бога с нами, а не нашей попыткой что-то сказать Ему? Как от словесной молитвы перейти к безмолвной, от требующей самопонуждения к "самодвижной" (по выражению епископа Феофана), от моей молитвы к молитве Христа во мне?


    Один из путей познания проходит через Призывание Имени.

    Благодать нисходит как свободный дар: никакие методы или приемы автоматически не могут привлечь ее. Бог и человек встречаются в царстве сердца каждый раз по-новому. В Православной Церкви есть подвижники, которые мало говорят об Иисусовой молитве, а то и вовсе умалчивают о ней. У нее нет исключительной монополии во внутреннем делании, но вместе с тем, вот уже несколько веков многие и многие обретают царский путь, прибегая к ней...

    Чем же так привлекательна Иисусова молитва и почему она так действенна? Она проста, доступна и эффективна. Рассмотрим все стороны использования этого Пути.


    Молитва с призыванием Имени, с одной стороны, крайне проста и доступна каждому, с другой - вводит в таинственные глубины созерцания. Тот, кто намерен читать ее каждый день и подолгу, а тем более - сочетать ее с дыханием или иным телесным ритмом, непременно должен найти опытного духовного наставника, старца, что сделать в наши дни очень нелегко. Те же, у кого личной связи со старцем нет, могут без опаски, не вовлекая телесных ритмов, начинать с малого: десяти-пятнадцати минут непрерывной молитвы.

    Ни учиться Иисусовой молитве, ни готовиться к ней заранее не нужно. Совет начинающему: просто начни. "Не сделав первого шага, - не пойдешь, и не нырнув в воду, - не поплывешь. То же и с призыванием Имени. Начни с любовью и благоговением, будь настойчив. Думай не о том, что призываешь Имя, а только о том, что предстоишь пред самим  Иисусом. Произноси Имя неспешно, тихо и спокойно".

    Выучить слова молитвы не составит труда. Чаще всего ее произносят так: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя". Но единообразия здесь нет: иногда "помилуй мя" заменяют на "помилуй нас" или сокращают молитву до: "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя" или даже до "Господи, Иисусе"; наконец - крайне редко - до "Иисусе". Некоторые, напротив, прибавляют "мя грешнаго", усиливая покаянный аспект молитвы. Или, памятуя об исповедании апостола Петра по дороге в Кесарию Филиппову, произносят "...Сыне Бога Живаго...". Иногда в Иисусову молитву вставляют обращение к Божией Матери или святым. Но Имя "Иисус", составляющее суть молитвы, присутствует в ней всегда. Мы можем пробовать разное сочетание слов и подбирать то из них, которое нам больше подходит. Однажды выбранную формулу со временем можно менять, но только - не слишком часто. "Как растения не укореняются, если часто их пересаживать, так и молитвенные движения в сердце, при частой перемене слов молитвенных", - предостерегает св. Григорий Синаит.

    Иисусову молитву читают в самых разных обстоятельствах. У тех, кто хочет к ней приступить, есть выбор: молиться "свободно" или "по правилу". "Свободно" - значит не отрываясь от повседневных занятий, однократно или несколько раз подряд - тогда, когда, как нам кажется, время пролетает впустую. Как часто мы совершаем хорошо знакомые действия полуавтоматически: одеваемся, умываемся, штопаем носки и возимся в саду; идем или ведем машину, простаиваем на остановке или в автомобильной пробке. У нас есть время, когда нам выпадает посидеть в тишине перед тягостной или трудной встречей; когда не спится или когда мы уже проснулись, но еще не пришли в себя. Иисусова молитва хороша и своей краткостью. Когда трудно сосредоточиться, когда мы напряжены или сильно обеспокоены, она просто незаменима.

    Иисусова молитва помогает перебросить мост от нарочитых "молитвенных усилий" - за богослужением или дома - к повседневной жизни. "Непрестанно молитесь", - увещевает апостол Павел (1 Фее. 5:17). Но возможно ли это, когда столько нужно успеть? Руками дело делать, а умом и сердцем с Богом быть. Неустанно повторяя Иисусову молитву, свыкаясь с ней и давая ей укорениться в сознании, мы ощущаем присутствие Бога везде: в храме и в уединении, на кухне, в цеху или в офисе. Мы становимся ближе к Богу за повседневными делами, чем за духовными упражнениями. Но, это не значит, что можно оставить только умное делание, а другим не заниматься. Великое заблуждение считать, будто время молитвы - это нечто особенное. Мы призваны быть с Богом и за работой и в час молитвы.
     
    Иисусова молитва делается полнее и действеннее, если читать ее не только "свободно", но и "по правилу", то есть отдавая все свое внимание молитве и прекращая всякие внешние действия. Призыванию Имени отводят часть особого "времени молитвы", того времени, которое мы ежедневно посвящаем общению с Богом. Обычно, кроме Иисусовой молитвы, читают последования из молитвенников, псалмы, отрывки из Писания и молятся за других. Только очень немногие чувствуют призвание целиком отдаться Иисусовой молитве. По-настоящему, тот, кто предпочитает молиться "свободно" и никогда не призывает Имени "по правилу", не делает ничего дурного, и нет повода для беспокойства. Два пути вполне независимы.
     
    Для молитвы "по правилу", как и для "свободной", нет строгих правил. Положение тела не имеет особого значения. В православной традиции молитву чаще всего читают сидя, но можно и стоя, и преклонив колени, а если одолевают немощи или утомление, то и - лежа. И, как правило, в темноте или с закрытыми глазами, а не перед иконой, освещаемой лампадой или свечой.

    Пусть молитва выработает свой ритм и расставит акценты. Со временем она сама "запоет" внутри вас. Из сказанного достаточно ясно, что призывать Имя можно в любых обстоятельствах. Иисусова молитва доступна каждому, везде и во всякое время. Она подходит и "начинающим", и опытным; ее можно читать и вместе, и поодиночке; она уместна в пустыне и в городе, в тишине и покое, в неимоверном шуме и суете. Всегда ей найдется применение.

    Иисусова молитва выражает два главных таинства христианской веры: Воплощения и Троицы. О двух природах Христа Богочеловека молитва говорит прежде всего: о человечестве, коль скоро Он именуется человеческим именем "Иисус", которое Мария дала Ему по рождении Его в Вифлееме, и о вечном Божестве, поскольку Он прославляется как "Господь" и "Сын Божий". Кроме того, Иисусова молитва прикровенно указывает на три Лица Святой Троицы. Обращение ко второй Ипостаси, Иисусу, как к Сыну Божию,  призывает Отца; Дух же Святой присутствует, поскольку никто не может назвать Иисуса Господом, как только исполнившись Духом Святым.

    Универсальна она не только богословски, но и духовно, поскольку объемлет две главные стороны христианского опыта: во-первых, поклонение, благоговение перед славой Божией и полное любви обращение к Богу; во-вторых, покаяние, сознание своей греховности и своего недостоинства. Читая Иисусову молитву, мы движемся по кругу - то восходим вверх, то нисходим вниз. Произнося в начале: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий...", мы поднимаемся к Богу, заключая же: "...помилуй мя, грешнаго", с покаянием возвращаемся к себе. "А когда человек вкусит благодати Господней, - говорится в беседах Макария Великого, - он радуется, но вместе сокрушается и боится". Такова внутренняя динамика Иисусовой молиты.

    Прошение "помилуй" связывает и примиряет две упомянутые "стороны" - видение божественной славы и переживание человеческой греховности. "Милость" есть мост от Праведного Бога к падшему творению. Обращаясь к Богу "помилуй", мы оплакиваем свою беспомощность, но и взываем к Нему с надеждой; исповедуем грех, но и верим в его преодоление; утверждаем, что Бог в Своей славе принимает нас, и просим способности принять Его прощение. Иисусова молитва не только зовет к покаянию, но и рождает уверенность в том, что Бог прощает и обновляет. В Иисусовой молитве есть печаль о грехе, но нет безысходности.

     

    Просмотрів: 476 | Додав: Aluston | Рейтинг: 0.0/0
    Всього коментарів: 0
    Додавати коментарі можуть тільки зареєстровані користувачі.
    [ Реєстрація | Вхід ]
    +++ Яко з нами Бог +++
    2008 - 2017
    Используются технологии uCoz