Сила и слава Бога раскрываются и действуют через Его Имя. Призывая его внимательно и благоговейно, мы предстаем пред Богом, открываясь Его действию и предлагая себя в Его руки, как послушное орудие и жертву живую.
Практика Иисусовой молитвы покоится именно на почитании Имени. Бог сокровенно связан со Своим Именем, и поэтому, призывая его, мы тайно действуем, и Бог в этот момент незримо присутствует и действует. Имя Божие, будучи призываемо, убивает все страсти. "Бей супостатов именем Иисусовым, - призывает преподобный Иоанн Лествичник, - ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле <...> Память Иисусова да соединится с дыханием твоим: и тогда познаешь пользу безмолвия".
Хотя в имени и сокрыта сила, чисто механическое повторение его бесплодно. Иисусова молитва - это не магический талисман. Во внутреннем делании, как и при совершении таинств, человек через живую веру и аскетическое усилие должен стать со-работником Бога. Призывать Имя нужно сосредоточенно и трезвенно, заключая ум в слова молитвы, сознавая, к Кому мы обращаемся и Чей отклик слышим в сердце. Такая молитва требует напряжения и поначалу дается очень нелегко, поэтому отцы-подвижники писали о ней как о тайном мученичестве. Св. Григорий Синаит не устает напоминать тем, кто встал на этот путь, о понуждении и труде, непрерывном усилии, искушении все бросить (из-за неотвязной боли, которую временами причиняет умное делание). "Поболи сердцем и потруди себя телом, - говорит он, - ища Господа в сердце". Сила Имени открывается только терпеливым и верным.
Верность и настойчивость проверяются прежде всего тем, насколько внимательно и как долго мы повторяем молитву. "Молясь, не говорите лишнего", - говорил Христос своим ученикам (Мф. 6:7).
|